Проблема оценки готовности к введению профильного обучения

Также «к наиболее значимым проблемам профильного обучения следует отнести: …неразработанность эффективных моделей профильного обучения в малокомплектных сельских школах; …отсутствие обязательных требований к результатам профильного обучения; отсутствие критериев эффективности профильного обучения и системы мониторинга; недостаточное обеспечение массовых общеобразовательных учреждений вариативными учебниками и учебными пособиями; неэффективность системы подготовки и повышения квалификации педагогов для работы в профильных классах; недостаточность научно-методического обеспечения содержания и технологий профильного обучения; слабая материально-техническая база профильного обучения, особенно для технологического, естественнонаучного и физико-математического профилей».

Как показывает анализ многочисленных документов регионального, муниципального и школьного уровня управления по введению ППП и ПО, унифицированным показателем готовности образовательной системы к введению данной инновации выступает отчёт руководителя (школы, муниципального района) о готовности. При этом остаются нерешёнными два существенных вопроса:

1.Каковы объективные критерии готовности образовательной системы к введению ППП и ПО? (Очевидно, что ни факт проведения запланированных мероприятий «по подготовке к ведению ПО», ни оценку руководителя образования нельзя считать таковыми).

2.Какие управленческие решения должны приниматься, если готовность образовательной системы к введению ППП и ПО всё-таки окажется недостаточной? (В цитированных выше документах не только не содержится ответа на этот вопрос, но и вовсе не предусмотрен такой вариант).

Обозначенные отрицательные моменты связаны с тем, что на практике управление введением ППП и ПО исходит из ошибочной концептуальной посылки о том, что введение профильного обучения должно осуществляться фронтально, т.е. без учёта реальной готовности к этому системы образования (региональной, муниципальной, школьной). Такой подход характерен для особой модели управления введением и распространением ППП и ПО, которую можно обозначить как «модель прямого управления».