Природа всемирного историко-педагогического процесса

Наряду с культурой система социального наследования предполагает существование общественных отношений, включаясь в которые люди становятся субъектами социальной деятельности. Только установив социальные связи с другими людьми, общаясь с ними, человек может овладеть опытом жизнедеятельности, воплощенном в культурных объектах. Общение есть условие «усвоения индивидами достижений общественно-исторического развития человечества».

Социальное наследование осуществляется в рамках процессов значительно более широких, чем воспитание и образование, от характера которых последние полностью зависят. Это процессы социализации индивида, превращения его в культурное общественное существо, в человека в собственном смысле этого слова. Однако система социального наследования заключает в себе фундаментальное, «вечное» противоречие: стихийная социализация не обеспечивает формирования у людей всех тех качеств и свойств, которые необходимы им и меняются по мере исторического развития человечества. в той мере, в какой общество, его группы, отдельные люди пытаются разрешить это противоречие, и возникает специальная целенаправленная деятельность по формированию определенных качеств и свойств у каждого нового поколения, а также различные формы ее осмысления и проектирования. Так образуется педагогика, развертывается историко-педагогический процесс.

Указанная позиция позволяет в самом общем виде определить историко-педагогический процесс как способ осмысления и более или менее успешного разрешения противоречия между представлениями общества, его групп, отдельных людей о свойствах, которыми должен обладать человек, и невозможностью, с другой стороны, обеспечить их формирование ни посредством механизмов генетической наследственности, ни в ходе спонтанной социализации.