Природа всемирного историко-педагогического процесса

века означало качественную трансформацию. «Именно эти новации биологической эволюции обусловливают возможность самого бытия человека как социального существа и особый характер его развития» . С этой точки зрения главным врожденным генетически адекватным признаком человека можно считать способность к обучению . Она явилась результатом длительных взаимосвязанных процессов био и психогенеза и стала возможной благодаря возникновению социокультурных структур , которые позволили накапливать и передавать от поколения к поколению многообразный опыт жизнедеятельности.

Система социального наследования в принципе не могла возникнуть и существовать без этих структур, объединяемых понятием «культура». Культура представляет собой комплекс искусственных структур , структур, созданных людьми. В них зафиксирован общественный опыт. Человеческие качества формируются посредством приобщения подрастающих поколений к культуре по механизмам «распредмечивания» ими общественного опыта, в ней воплощенного, и «опредмечивания» собственных потенций в создаваемых новых культурных объектах.

Культура, как своеобразное «общение поколений», – ядро механизма системы социального наследования, существование которой обусловливается необходимостью «надбиологической связи между людьми, а также возможностями людей практически безгранично усваивать опыт жизнедеятельности, накопленный в обществе» 9Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – М.,1984, 166). Культура существует только в человеческом обществе, возникнув одновременно с ним. С ее помощью люди приспосабливают окружающую среду к своим потребностям, не подвергаясь сами эволюционным изменениям как представители биологического вид гомо сапиенс. Культура сформировала человека. Она воплощает в себе весь многообразный опыт человеческой деятельности, обеспечивает его передачу от поколения к поколению.