Природа всемирного историко-педагогического процесса

Это стимулирует разработку вопроса, связанного выявлением того специфического подхода, который характеризует особый, отличный от этнографического, культурологического антропологического, социологического и т.п., историко-педагогический взгляд на развитие воспитательно-образовательной практики и педагогической мысли. Этот вопрос оказывается далеко не праздным, т.к. ответ на него влияет, во-первых, на определение статуса истории педагогики как отрасли научного знания, и, во-вторых, на выработку процедуры историко-педагогической интерпретации как метода интеграции данных различных наук, изучающих человека и общество, в структуру собственно историко-педагогического исследования, использования их для решения проблем, специфических для данной отрасли знания.

В отечественной литературе наибольшее признание получила точка зрения, согласно которой история педагогики есть одновременно наука и педагогическая и историческая . На Западе бытует и другие подходы. Например, У. Шрихофф предлагает рассматривать историю педагогики как часть истории культуры .

Природу истории педагогики, ее статус на сущностном уровне определяет ее связь с предметом педагогики, которому она дает последовательное историческое выражение. Допустимо говорить об известном единстве предмета истории педагогики и предмета педагогики как необходимо взаимодополняющем друг друга единстве исторического и логического. На это обратил внимание Н. Желваков: «Не может быть педагогической теории, получаемой без конкретно-исторического изучения педагогических явлений в прошлом и настоящем. Но не может быть и истории педагогики без теоретической работы, проверяющей и исправляющей у педагогике точки зрения». Такой подход принципиально присущ гегелевской методологической традиции и в ее объективно-идеалистической и в ее марксистско-материалистической интерпретации. Этот подход в полном объеме выразил К. Шмидт, подчеркивавший, что «наука педагогика без ее истории то же, что знание без основы. История педагогики сама по себе есть уже законнейшая и объективнейшая научная система педагогики» .