Природа всемирного историко-педагогического процесса

И традиция гегельянства, и выросшая на ее основе марксистская традиция формационного подхода ориентировались на единство истории, понимаемое как объективное, на идею стадиальности поступательного прогрессивного движения к абсолютно совершенным и неизбежно грядущим формам.

В настоящее время в научном сознании все более усиливается тенденция отказа человеческой истории во всемирности. Л.Минк пишет: «Наиболее широко распространенная концепция исторического знания в наши дни, по сути, отрицает требование всеобщей истории» . Но многие выдающиеся мыслители подчеркивают значимость осмысления истории человечества с точки зрения ее всемирного характера. «В попытке постигнуть единство истории, т.е. мыслить всеобщую историю как целостность, отражается стремление исторического знания найти свой последний смысл» . Сходную мысль найдем у Н.И. Конрада: «Лишь всемирно-исторический аспект открывает природу исторических явлений во всей ее полноте и значимости...»

Что же такое всемирность человеческой истории в целом и историко-педагогического процесса как ее атрибута? «С онтологической точки зрения всемирность – это не особая субстанция истории, не особый ее «поток», протекающий над локально-историческим течением, равно как и не выражение в первую очередь «пространственного объема» данного явления, процесса. Поскольку всемирно-историческое существует не иначе как в пространственно-временном разбросе различий, как всеобщее в своем обособлении, постольку в этой категории правомерно усматривать объективную сторону раскрытия универсальной сущности процессов локально-исторических... С гносеологической точки зрения в категории «всемирно-исторический» выражена прежде всего мера «чистоты» данного явления, процесса, т.е. мера приближения локально-исторического их течения к теоретическому выражению, логической «модели» этих процессов» .