Природа всемирного историко-педагогического процесса

1. Историко-педагогический процесс как объект и предмет истории педагогики

В науковедческой литературе под объектом познания понимается «совокупность качественно определенных явлений и процессов, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой реальности». Говоря же о предмете познания, указывают, что «это определенная целостная совокупность наиболее существенных свойств и признаков объекта познания, которая подвергается изучению» .

При характеристике реальности, которую изучает история педагогики, т.е. ее объекта, отмечается, что она «рассматривает историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса. В структуре историко-педагогического процесса, охватывающего развитие как практики образования и воспитания, так и педагогического знания, выделяются соответственно две основные предметные зоны. Каждая из них как объект исследования обладает относительной самостоятельностью, но в своей сущности они едины, ибо педагогика – одна из форм духовно-практического освоения мира, а педагогическая практика – исток и сфера материализации педагогических идей»

В отечественной литературе, посвященной теоретическим проблемам, понятия «объект» и «предмет» истории педагогики, как правило, не разводятся, то есть не разводятся та реальность, которую изучают в рамках истории педагогики, и та проблематика, которую рассматривает исследователь. Актуализация проблемы уточнения предмета истории педагогики связана, во-первых, с привлечением все большего внимания к историко-педагогическим сюжетам представителей других отраслей обществознания, изучающих эти сюжеты в контексте собственных исследовательских задач. Во-вторых, история педагогики стремится к все более широкому охвату общественной жизни людей при рассмотрении исторического опыта постановки и решения проблем воспитания и образования, к все более широкому синтезу междисциплинарного знания, помогающего ей решать собственные исследовательские задачи.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  Следующая > В конец >>