Принципы взаимодействия семьи и образовательных учреждений

Принципы педагогики есть не что иное, как исходные теоретико-методологические представления и практические убеждения, на которых выстраивается практическая деятельность учреждений образования и отдельных педагогов.

Однако сложившиеся принципы и методы организации взаимодействия между семьей и учреждениями образования отражают в себе не только исходные теоретико-методологические подходы и разработанные на их основе технологии управления, но и существующие политические реалии. При этом между ними существует неразрывная взаимосвязь и взаимообусловленность. Так, моделирование и функционирование образовательных систем до сих пор в отечественной педагогической практике основывалось, как правило, на теории, идеального типа, заимствованной у М. Вебера. Это не описание действительности, а система норм, руководящая действиями, превращающая образование в своеобразный социальный инструмент или организацию, имеющую свою логику существования и деятельности, независимо от воли составляющих их индивидов. Функционирование не совпадает ни с индивидуальной целью, ни с целями всего сообщества. Это уже нечто существующее само по себе, реализующее системы норм и правил, навязывающее их учащимся и держащее последних в постоянном подчинении и дисциплине.

Возьмем, к примеру, школу и ее взаимодействие с семьей в деле воспитания детей. До сих пор это взаимодействие осуществлялось исходя из сугубо структурно-функциональных принципов, вытекающих из самой сути школы и семьи как социальных институтов, закрепленных соответствующими правовыми отношениями в виде обязанностей родителей, учителей и детей. И поскольку деятельность школы как социального института всегда строилась в соответствии с теми или иными социальными проектами и технологиями, отражающими образовательную политику государства, и строго контролировалась им, а семья в большей мере отражает со-стояние слабо контролируемого гражданского общества, то определяющая роль в их отношениях обычно отводится школе. Именно школа, наряду с правоохранительными органами, попечительскими и другими организациями, от имени государства призвана следить за выполнением родителями своих обязанностей.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  Следующая > В конец >>