Принципы взаимодействия семьи и образовательных учреждений

К тому же профессионализм, как и политическое взаимодействие, всегда опосредован культурой общества, ядром которой является духовность. Результатом этой опосредованности выступают особая форма педагогической и политической организации, педагогическая и политическая культура, особый характер политических и педагогических отношений и взаимодействия гражданского общества и государства, протекающих политических процессов и устанавливаемых политических режимов, которые в совокупности определяют общественно-политическую и педагогическую ситуацию в той или иной стране на том или ином этапе ее исторического развития.

Эти ситуации во многом определяются политической активностью граждан, которая, например, в традиционных обществах, как правило, невысокая. Человек не выступает здесь в качестве активного субъекта политики и воспитательно-образовательного процесса, что накладывает свой отпечаток и на взаимодействие семьи с образовательными учреждениями. Его положение и реальные возможности воспитателя определяются жестко закрепленным общественным статусом родителей, который является социально наследуемым, пожизненным и зависит не от самой активности личности и ее форм, а от ее принадлежности к определенной социальной группе . Определяющую роль в данном случае играет народная педагогика. Источник воспитания кроется в народном духе. Цивилизационные факторы общественного развития, к числу которых относится и образование, здесь или не действуют, или малоэффективны. Вся жизнь регламентирована в основном сверху вниз через государственную власть. Политический режим и образовательная система в таких странах, в силу отсутствия творческой активности граждан, вынуждены все больше регламентировать их деятельность, проникая во все новые и новые сферы жизнедеятельности и тем самым окончательно парализуя внутреннюю мотивацию их деятельности. Однако эффективность такой регуляции обычно невысокая, и как следствие — уровень взаимодействия образовательных учреждений с семьей и другими субъектами воспитательного процесса всецело определяется позицией государственной власти. Она пронизывает все сферы, в том числе и область духовной жизни. Многообразие различных точек зрения, теорий и концепций, воспитательных позиций и педагогического опыта в конечном счете ведет к утверждению догматизма как схематически-окостеневшего типа мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий, места и времени.