Принципы взаимодействия семьи и образовательных учреждений

Сформировавшаяся педагогическая традиция с ориентацией на общественное самоуправление, на духовную связь с общественностью начиная с 1917 г. стала постепенно разрушаться. Ее сменила традиция воспитания «нового человека», которая была хорошо известна во времена правления Екатерины И. Реальные проблемы современного человека и общества вновь были отодвинуты на последний план. Отрыв от народной и национальной культуры и ее ценностей рассматривался как важнейшее условие построения более совершенного общества и формирования человека будущего. Развивающее обучение, ориентация на развитие личности, как в свое время и коммунистическое воспитание, не воспринимается как выражение новой сути педагогических проблем, ибо система педагогических ценностей и ценностных ориентации остается прежней.

Реальная практика взаимодействия семьи и школы заменяется идеальными, типическими конструкциями, показывающими, каким было бы определенное человеческое поведение, если бы оно носило строго рациональный характер, было бы свободно от заблуждений и аффектов и если бы оно ориентировалось на совершенно однозначную цель. Идеальная модель образования всегда ограничена в силу отрыва ее от реальности и искажения последней, основывается лишь на описательных, объяснительных и прогностических функциях теории. В силу этого школа до сих пор остается массовой, ориентированной на усредненного учащегося, на человека вообще, а не на конкретную личность.

Между тем подлинное управление воспитательным процессом акцентировано как на активность личности, так и на активность внешней среды. Осознанное воздействие на формирование личности оказывают в той или иной степени социальные и образовательные институты: семья, школа, другие системы общества.

Возрождение в стране элитарного образования и личностно ориентированной педагогики вызвало противоречие между инновационными процессами и сложившейся практикой управления ими. Требуются принципиально иные технологии и подходы. А это, в свою очередь, предполагает соответствующие научные исследования и формирует на них социальный заказ. Однако дается это с большим трудом. Об этом можно судить хотя бы по тому явному противоречию, которое имеет место между существующей концепцией воспитания детей и учащейся молодежи и программой воспитания в Республике Беларусь. Данная концепция предполагает новые методологические и теоретические основы воспитания, ориентирует на новые ценности воспитания, учет воспитательной среды и их отражение в воспитательном процессе, а призванная воплощать ее в жизнь программа воспитания по существу закрепляет устоявшиеся уже стереотипы педагогического мышления и педагогические технологии.