Принципы взаимодействия семьи и образовательных учреждений

Абстрактно-педагогический подход с его ориентацией на человека, учащегося, студента вообще как некие биосоциальные существа вне учета социального времени и пространства и реального бытия или события их существования отнюдь не случаен. Начиная с середины XIX в. социальные технологии управления образованием широко применялись в России. Во время правления Александра II под руководством Н. Сперанского была начата реформа образования, цель которой сводилась к преодолению централизованного государственного засилья и возрождению народного духа, ориентации на духовную культуру общества. Суть этой реформы излагалась в работе Н. Сперанского «Борьба за школу из прошлого и настоящего на Западе и в России», в статье К. Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании» и других работах психологов и педагогов того времени. Она коснулась не только организационных основ образования, но и самой сути традиционной психолого-педагогической науки и потребовала принципиально иных методологических подходов, принципов и методов. От противопоставления научной педагогики народной, личности обществу, педагогических идеалов и образовательных учреждений «за-крытого типа» существующему образовательному пространству здесь был сделан шаг в направлении их интеграции в принципах и методах социальной педагогики.

По существу же эта реформа была лишь звеном в общественно-политической реформе 1864 г. В соответствии с «Положением о земских учреждениях» школа и образование в целом превратились в важнейшее условие реализации хозяйственной, социальной и других видов жизни региональных общин. По мере реализации этого положения земства начали испытывать насущную потребность в развитии системы образования на местах и были заинтересованы в этом. К тому же они получили возможность изыскания необходимых материальных средств. В силу складывающейся общественной ситуации школа стала рассматриваться как своеобразный центр социокультурного развития региона. Одновременно монополия министерства образования на «удержание» учебных заведений и разработку учебных программ все более утрачивается.

К началу XX в. приведенная тенденция в российской системе образования обрела уже форму устойчивой традиции. Окончательно она была закреплена реформой 1908 г., когда школе была предоставлена автономия, или право самоопределения в своей жизни и деятельности. Право закрывать или ограничивать преподавательскую деятельность принадлежало исключительно судебным органам, действующим на основе установленных законов. Учителям была предоставлена возможность определять программы преподавания, обеспечивалась полная свобода их реализации. Назначение учительского состава осуществлялось общественными учреждениями и организациями, обеспечивающими содержание учебного заведения. Министерство лишь представляло примерные программы для различных учебных заведений.