Принципы взаимодействия семьи и образовательных учреждений

Способ и характер мышления изначально задан, а всякое инакомыслие осуждается и даже преследуется. Не исключением является и педагогическое взаимодействие с семьей. Идеология как форма критики реального положения дел в этом взаимодействии исчезает, а ее место в педагогике занимает идеология всеобщего восхищения и восхваления власти и ее достижений, всяческого прославления политического лидера. При этом не столько важны его реальные заслуги, сколько занимаемый им социальный статус.

Владение информацией и документацией, возможность готовить, составлять и интерпретировать государственные решения, акты, вести переписку с населением, отвечать на его запросы делают большую часть общества и высшие инстанции власти зависимыми от аппарата, а сам аппарат — автономным в весьма широких пределах и самовластным, откуда и сам термин бюрократия — «власть чиновников». Школьная бюрократия не является тому исключением. Именно она определяет время и условия посещения родителями школы, формы взаимодействия с детьми, выборы родительских комитетов и содержание их работы, характер общения родителей с классными руководителями, принципы и методы воспитания и даже санкции по отношению к нерадивым родителям, требует иерархичной дисциплины, отдает предпочтение устойчивому порядку и поддерживает широкомасштабное планирование. Налаживание эффективного управления воспитательным процессом является самоцелью, а не средством. Личность учащегося для бюрократа — анонимная единица. Отсюда тщетность всех попыток сделать педагогику личностно ориентированной. Ее целью становится функционирование педагогической и политической системы во имя самого функционирования, а не для общественного и личностного развития. Отсюда истоки основных проблем взаимодействия образовательных учреждений с семьей и другими субъектами воспитания, настоятельное стремление превратить их в объект манипулирования сознанием и родителей и детей.

В силу отсутствия должного политического и гражданского воспитания белорусская семья не в состоянии предъявлять образовательным учреждениям свои обоснованные и квалифицированные требования или выступать в качестве равноправного партнера в образовательно-воспитательном процессе.