Принципы и специализация социально-педагогической деятельности

Успех Таковыми, например, являются принципы семейного и трудового воспитания, на которых со времен Г. Песталоцци основывается воспитательная и образовательная деятельность приютов и других социально-педагогических учреждений для беспризорных детей. Принцип семейного воспитания означает ориентацию детского приюта на восполнение ребенку утерянного им детства и семьи, семейного тепла и очага. Принцип трудового воспитания означает выработку у детей воли и основанной на ней самодеятельности, самопомощи, способности самостоятельно справляться с жизненными проблемами.

Впервые же свое теоретическое обоснование единство принципов природо-культуросообразности в педагогической литературе получило в работах А. Дистервега.

Принципы социально-педагогической деятельности в той или иной форме содержат ответ на вопрос «как?» и благодаря этому служат основой для разработки соответствующих социально-педагогических методов. Например, метод арттерапии, широко используемый в современной социально-педагогической практике, может совершенно по-разному интерпретироваться в зависимости от понимания социокультурной природы искусства. В одном случае за его основу может приниматься смысловая образность, ценностно-нормативная сущность и способность по-новому переживать и переосмысливать действительность, во втором — способность воздействовать на нервную систему, вызывать те или иные переживания, ощущения, восприятие и другие психофизиологические процессы. Это же в равной мере относится и к художественной литературе. Подобные чувства могут вызываться при сопоставлении идеального и реального мира, мира художественных образов и мира повседневной жизни людей.

Бывают случаи, когда социальный педагог в силу сложившихся объективных обстоятельств вынужден ориентироваться либо преимущественно на естественнонаучные принципы, что имеет место, например, в зонах радиоактивного загрязнения территории, либо на социокультурные в силу сложившихся традиций быта, сфер досуга или трудовой деятельности.

В истории педагогики известно немало случаев, когда принцип природосообразности абсолютизировался. Эта абсолютизация получала соответствующее теоретическое оправдание. Примером тому может быть теория свободного воспитания Ж. Ж. Руссо, который фактически отвергал воспитательный потенциал культуры, считал ее основным препятствием на пути свободного развития личности.