Принципы и критерии отбора содержания общего образования

Фундаментализация содержания общего образования обусловливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию процесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития. Погоня за усвоением большого объема информации приводит к тому, что учащиеся не успевают эмоционально пережить содержание знаний как достояние собственной культуры. За научными знаниями им не удается раскрыть судьбы людей, ведущих борьбу за прогресс человечества. Естественно, это тормозит гуманизацию образования, отчуждает знания от личности школьника.

Принципы гуманитаризации и фундаментализации содержания общего образования вызвали к жизни и такой принцип, как соответствие основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности. Исходя из концепции И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, они могут быть представлены как когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

Когнитивный опыт личности как компонент содержания общего образования и базовой культуры включает в себя систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира, вооружает их диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности. Он по праву считается основным, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие.

Знания как основной элемент содержания общего образования -это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления. В них выражается обобщенный опыт человечества, накопленный в процессе социально-исторической практики.

Содержание общего среднего образования, по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину, включает в себя следующие виды знаний: