Предпрофильная подготовка учащихся основной школы

Практически все участники эксперимента создали в муниципальных образовательных сетях координационные органы – координационные или экспертные советы, позволяющие концентрировать информацию по проведению и анализу эксперимента, проводить экспертизу различных материалов по предпрофильной подготовке (например, программы курсов по выбору или материалов портфолио) и т.п.

Финансирование эксперимента на местах. Уже с сентября 2003 г. эксперимент по ППП начал дополнительно финансироваться из региональных и местных бюджетов. Так, в Старорусском районе Новгородской обл. региональные власти самостоятельно нашли возможность поднять зарплату учителям в профильных классах до уровня 15 разряда. В Калининградской области достигнута договоренность о том, что совместно из областных и муниципальных средств (региональная программа развития образования), будут оплачиваться две важнейшие позиции, связанные с предпрофильной подготовкой: а) доплаты классным руководителям девятых классов; б) увеличение числа часов учебного плана девятых классов, вызванное необходимостью разделения классов на группы при проведении курсов по выбору.

Содержательные аспекты эксперимента по ППП.

Элективные курсы. Уже к началу первого года эксперимента многие участники предложили хорошо проработанные программы элективных курсов ППП (г. Опочка, г. Старая Русса, г. Тольятти, Крапивинский район Кемеровской области, Хангаласский улус Якутии и др.). Так, г. Тольятти, используя ресурс крупного города, разрабатывает модель построения ориентирующих курсов, вводящих учеников в мир современных профессий, на базе учреждений профобразования. Эти учреждения играют роль сетевых ресурсных центров. Элективные курсы, таким образом, являются сетевыми, их пользователями становятся все больше школ данной территории. Сельские школы – деревни Нагово Старорусского р-на или Палкинская являются многопрофильными и базовыми для других сельских школ сети и предлагают достаточно широкий выбор элективов ППП для своих и «соседних» школьников. Чтобы осуществить подобный подход, был выделен один общий во всех школах день курсов по выбору с переходом на шестидневку. Опираясь на собственные силы, общеобразовательная школа №4 г. Опочки разработала 9 курсовых программ предпрофильной подготовки, имеющих предметно-ориентированный характер; школа д. Нагово предлагает 12 предпрофильных модулей для восьмых-девятых классов, включая технологические, ориентированные на агротехнологическую специфику района, для мальчиков и для девочек.