Предмет и объект социальной педагогики

ражданское общество включает в себя экономические, духовные, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства.

Поэтому гражданское общество выступает основой социально-педагогической работы в гораздо большей степени, чем государство. Замыкание этой работы лишь на государственный интерес чревато превращением ее в одну из форм манипуляции сознанием людей, в своеобразный «социальный заказ» политической элиты от имени всего общества, что придает ей неестественный, предельно формализованный характер. Представителем же естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов, призванных обеспечить удовлетворение их потребностей и интересов, и сферой спонтанного само проявления свободных индивидов и добровольно сформированных ассоциаций и организаций граждан как раз и выступает гражданское общество. Именно от уровня развития гражданского общества зависят содержание общественных связей и отношений на том или ином этапе его развития, степень реализации или не реализации способности членов общества к творческому труду, самоуправлению, отношение между публичной властью и индивидуальной свободой. Обеспечение этого развития возможно лишь на основе создания различных общественных организаций и формирований, мобилизующих активность и инициативу масс в решении тех или иных социальных проблем.

В силу того что гражданское общество долгое время отождествлялось у нас с политическим, т. е. с идейно-теоретическими основами политики, политическим режимом, политическими институтами и процессами, этот определяющий общественно-политический фактор чаще всего и не учитывался в организации и осуществлении социально-педагоги-ческой работы с населением.

Проблему личности социальная педагогика в отличие от традиционной общей педагогики решает на социокультурной основе. Суть данной науки и практики не вытекает из самих понятий «социальное» и «педагогика». Любая педагогика социальна и в той или иной мере решает проблемы социализации подрастающих поколений. Нельзя также провести аналогии между социальной педагогикой и инженерной психологией или социологией управления как прикладными дисциплинами.