Практическое обучение

В соответствии с этим для построения содержания практического обучения следует определить характер трудовых процессов, присущих данному производству, и структуру системы производственного обучения. В основании рассматриваемой системы лежит принцип группирования составных частей содержания практического обучения и определение последовательности их изучения, что и составляет программу производственного обучения.

Основным связующим звеном производственного процесса и системы производственного обучения является понятие «трудовой процесс».

Практическое обучение, а точнее, его содержание и формы организации зависят от характера трудового процесса, который лежит в основе избранной профессии. При этом тип трудового процесса зависит от ряда причин:

- возможности вычленения в трудовом процессе, в целях обучения, отдельных его частей ;

- возможности группирования разновидности отдельных операций, приемов, действий, выделяемых комплексов в рациональной последовательности с учетом технологической и дидактической целесообразности;

- повторяемости операций в трудовом процессе.

В соответствии с этим все трудовые процессы классифицируют в зависимости от их отношения к процессу обучения по трем типам, характеристика которых приведена в табл. 2.15.

После определения типа трудового процесса, лежащего в основе выбранной профессии, преподаватель приступает к выбору и конструированию программы практической подготовки, а в случае подготовки рабочих - это программа производственного обучения.

Программа производственного обучения определяется понятием «система производственного обучения».

Система производственного обучения - это принципы группировки составляющих частей, элементов содержания практического обучения и последовательности их изучения. Она выбирается в зависимости от типа трудовых процессов.