Познавательно-речевое развитие ребенка

Укладывание детей спать следует сопровождать колыбельными, короткими песенками или стишками.

Одевая малышей на прогулку, взрослый называет все предметы одежды и действия, побуждает малыша к общению и участию в процессе одевания, приговаривая: «Так, надели ботиночки. Теперь что будем одевать? Курточку? Где твоя курточка, Люся? Ах, какая курточка, красная, с кармашками! Давай сначала одну ручку просунем в рукав, теперь другую. Где другая ручка? Куда она спряталась? Вот она, в рукаве, просовывай ее сюда. Молодец! Дай мне теперь шапочку. Вот и шапочку надели. Теперь можно идти гулять».

Гигиенические процедуры нужно обязательно сопровождать ласковым разговором с ребенком, включая в беседу соответствующие стихотворения, присказки, песенки.

Взрослый сопровождает речью все повседневные дела в группе: накрывание на стол, кормление рыбок в аквариуме, уход за растениями и пр. Помогая воспитателю и наблюдая за его действиями, дети узнают названия новых предметов и действий, учатся слушать речь, действовать по инструкции взрослого.

Для развития понимания речи важны различного рода поручения малышам в простой речевой форме: «Петя, дай мячик», «Катя, возьми книжечку». Побуждая детей к активной речи, такого рода поручения следует усложнять: «Алеша, передай Лене собачку и скажи ей: «Лена, на собачку».

Детям постарше полезно давать различные поручения, исполнение которых требует от них речевого общения с окружающими. Однако нельзя заставлять малыша произносить слова, следует так построить общение, чтобы он сам почувствовал необходимость воспользоваться речью.

Любое обращение ребенка к взрослому желательно использовать для того, чтобы завязать беседу с ним, а не просто удовлетворить его просьбу.

Существенное значение для развития речи ребенка имеет словесное общение детей друг с другом. Поэтому следует давать ребенку такие поручения, которые вызывают необходимость вступить с другим в разговор. Воспитатель может попросить его позвать кого-нибудь: «Машенька, позови, пожалуйста, Свету» и т.п. Совместная игра или рассматривание картинок также способствует возникновению разговора между детьми.