Понятие и структура общения с ребенком

Общение и совместная деятельность — важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.

При общении с детьми возникает закономерный вопрос — какие критерии являются определяющими данного процесса? Если ребята мирно играют вместе, можно ли назвать это общением?

Толковый словарь русского языка связывает общение со словами «общность», «община». Таким образом, смысл самого понятия может служить основным критерием общения: человек взаимодействует с другими людьми.

Общение — взаимодействие двух (или более/людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата . Если есть общая цель, общие интересы, это значит, что человек общается. Часто на занятиях в детском саду можно встретить такую ситуацию — ребенок на конкретный вопрос воспитателя дает правильный (ожидаемый) ответ, а в реальных обстоятельствах ведет себя совсем иначе. Объяснение возможно, если предположить, что у ребенка и у взрослого разные контексты, соответственно, если у них нет общности, то нет и общения. Ответ ребенка в данном случае является результатом запоминания транслируемых педагогом знаний, а не следствием его личностных установок .

Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения, являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения. Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения (субъектность). Активность может выражаться в том, что человек при . общении инициативно воздействует на своего партнера, а партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:

- коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми);

- интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми);

- перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнерами по общению).



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  Следующая > В конец >>