Подготовка студентов к работе со схемно-знаковыми моделями

2. Сформулировать то же самое другими словами. Например, математическое утверждение «Класс целых чисел замкнут относительно операции сложения» можно заменить на: «Целое число + целое число = целое число» или еще короче: «∑ целых = целое». В данном случае фраза сократилась в 4,5 раза.

3. Изменить фразу так, чтобы она легла на общепринятую в данном предмете систему сокращений, даже, если и стала при этом длиннее.

Научить студентов выделять главные и второстепенные понятия в изучаемом материале и соотносить их между собой помогает владение техникой построения «Паучка», которой пользуются некоторые школьные учителя.

1) Студенты записывают название темы или вопроса, по которому хотят проверить свои знания и заключают его в овал – это тело паучка.

2) Затем они продумывают, какие из входящих в тему понятий являются основными, и записывают их на схеме так, что они образуют ножки паучка.

3) Затем нужно попытаться усилить устойчивость каждой из ножек, присоединяя к ней ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти. Развивая этот прием, можно пририсовать к ножкам башмачки: их введение в схему соответствует более подробному раскрытию содержания изученного фрагмента текста .

Для развития наглядно-образного мышления и творческого воображения полезно использовать специально подобранные тесты и игры. Обычно такие задания предназначены для проверки готовности быстро включаться в работу игровой группы, а также могут быть рекомендованы для создания оригинальных моделей учебной информации. Некоторые приемы можно найти в специальных пособиях, другие – дело творческой инициативы самих преподавателей. Среди обучающих игр, предназначенных для рациональной работы с учебной текстовой информацией, можно выделить такие: «Символика», «Самое главное», «Опорные сигналы», «Пиктограмма». Оригинальным способом активизации студентов в творческой работе с понятиями является «метод группирования» – способ сортировки мыслей и запись их без предварительной оценки .