Педагогика раннего возраста на современном этапе развития образования

При таком подходе обучение строится без учета возрастных возможностей детей. Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы, занятия проводятся по типу школьного урока. Предлагаемый для усвоения материал часто носит абстрактный характер, далекий от процесса жизнедеятельности ребенка. Неадекватность таких образовательных задач и методов состоит в том, что игнорируются присущие детям непроизвольность, эмоциональность, стремление к активным предметно-практическим действиям, особенности мышления. Процесс обучения сводится порой к заучиванию формальных, бесполезных для жизни знаний, что ведет к психическим и физическим перегрузкам детей вплоть до возникновения различных заболеваний.

Таким образом, как инфантилизация, так и искусственная акселерация в образовании наносят вред развитию ребенка, противоречат гуманистическому принципу признания само ценности каждого возраста.

Принцип само ценности детского возраста. Утверждается в трудах известных отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

С позиций гуманистической педагогики детство рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. Оно дает ребенку возможность приобщиться к богатствам духовной и материальной культуры, приобрести специфические для человека способности и нравственные качества, которые имеют непреходящее значение для последующего формирования личности. Детский психолог А.В. Запорожец подчеркивал, что если эти важнейшие качества не будут сформированы в детстве, то будет трудно, а подчас и невозможно восполнить возникшие недостатки на более поздних возрастных этапах. Обсуждая проблему совершенствования системы дошкольного воспитания, он писал: «Радикальным по видимости, но утопическим, по сути, является утверждение о том, что ценой искусственной акселерации развития ребенка, путем сокращения детства, может быть, достигнут в дальнейшем прогресс человечества. Надо не сокращать детство, а совершенствовать содержание, формы и методы воспитания.