Педагогика раннего возраста на современном этапе развития образования

Исследовательские методы, применяемые в основном в научных целях,— это общая стратегия, общий путь получения фактов, который определяется задачей и предметом исследования, а также теоретическими представлениями исследователя. Исследовательские методы могут применяться и в практических целях.

Основными исследовательскими методами педагогики раннего возраста являются:

• наблюдение,

• педагогический эксперимент,

• беседа,

• анкетирование,

• интервью,

• изучение документации,

• анализ процесса и результатов детской деятельности,

• видеосъемка.

Метод наблюдения помогает получить общую картину поведения ребенка и группы детей или зафиксировать их отдельные поведенческие проявления. Наблюдение может быть скрытым и включенным, сплошным и выборочным, одноразовым и длительным (пролонгированным). Этот метод позволяет исследовать ребенка в естественных условиях жизни; незаменим он и для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных сведений о ребенке. Наблюдение проводится и научными работниками, и воспитателями детских садов, обобщающими свой опыт. Данные наблюдения тщательно записываются, что впоследствии составляет материал для анализа и обобщающих выводов.