Педагогика как история проблем

Они лежат большей частью неиспользованные, потому что педагогика, очевидно, не знает, что делать со своим собственным наследством или даже с его частичными обломками».

Мы считаем, что полное осмысленное использование исторической трансляции нам только тогда вполне удастся, когда исследуем сегодняшние и в будущем возникающие проблемы в сфере воспитания и преподавания.

Каждая педагогическая постановка вопросов – будь это системная, дидактическая, сравнительная, школоведческая или школьно-правовая – имеет своё историческое измерение. Оно может открыться только через свою единственную постановку вопроса, и при этом только по конкретной педагогической проблеме.

Даже если конкретная исследовательская задача требует из истории один независимый эмпирический поиск, результаты работы должны быть интерпретированы соразмерно историческому сознанию.

История сама не представляет нам ни одного действительного ответа на наши актуальные педагогические вопросы. Но она учит нас, как думали о схожих вопросах, хранит нас от не необходимых окольных путей и от заблуждений, которые таковыми всегда готовы оказаться. Она даёт импульс педагогической мысли.

Педагогические постановки вопросов, включающие в себя историческую рефлексию, получаются из анализа нашей конкретной педагогической действительности. Развивающееся педагогическое проблемное сознание – чему может способствовать соприкосновение со школьной практикой – решительно должно быть свободно, чтобы осознаешь центральные педагогические проблемы, дабы не проглядеть их за мнимыми и окраинными задачами.

Наука, ориентированная на историческое рассмотрение актуальных проблем педагогической действительности, решающая важнейшую задачу современной педагогики, называется историей проблем, в противоположность голой хронологической истории педагогических событий.

Историческая педагогика внутри педагогической науки намечает свою собственную цель. Она не в состоянии служить к прояснению актуальных педагогических проблем, она не позволяет концентрироваться на главных современных интересах. Речь не идет о праве отказа в «изложении современных отношений или современного значения историко-позитивного прошлого», но, может быть, о том, что произошло сегодня с исторической величиной поставленных вопросов и проблем



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6   Следующая > В конец >>