Педагогическое тестирование как средство повышения качества учебного процесса

Второй вид критериально-ориентированных тестов (mastery tests) используется для классификации испытуемых, разделения их на две (или более) группы на основании заранее выработанного критерия (зачет — незачет, аттестован - не аттестован). Для того чтобы быть отнесенным к группе «зачет» или «аттестован», испытуемый должен достичь необходимого минимального для этой группы уровня овладения учебным материалом. Этот уровень устанавливается разработчиками теста и является критерием, на основании которого принимается конкретное решение относительно каждого обучающегося. В тесте критерий выражается определенным количеством заданий. Если испытуемый выполняет данное или большее количество заданий, он аттестовывается, в противном случае — нет. При этом за критерий обычно принимается 80-90% от общего числа заданий в тесте, и тест включает небольшое количество заданий повышенной трудности. Выбирать критерий, равный 100%, нецелесообразно, так как тестирование носит вероятностный характер и испытуемый, полностью усвоивший необходимый материал, может дать неправильные < ответы на несколько заданий в силу случайных обстоятельств, тем более, если задания давались в закрытой форме.

Нормативно и критериально-ориентированные тесты можно использовать для перевода тестовых баллов в традиционную систему оценок. Например, если испытуемый выполнил более 90% заданий, то он получает оценку «отлично», решивший от 75 до 90 % заданий — «хорошо», от 50 до 75% - «удовлетворительно». Критерий устанавливается самими разработчиками теста и зависит от сложности содержания и планируемой трудности задания.

В настоящее время в дидактике выделяют четыре основные формы тестовых заданий.

1. Задания закрытой формы, в которых обучающийся выбирает правильный ответ из нескольких правдоподобных, предложенных на выбор; Эти правдоподобные версии называются «дистракторами». Чем логичнее «дистрактор», тем чаще на него «попадается» студент, давая неправильный ответ. Плохие «дистракторы», которые обучающиеся не выбирают в силу их абсурдности, целесообразно убрать из тестового задания.