Педагогические функции проблемного обучения

История развития проблемы методов очень сложна. Известен целый ряд научных концепций. Обсуждению подвергались многие стороны этой проблемы. Проблемное обучение своим происхождением обязано развитию теории методов обучения. Его дидактическая характеристика отражает структуру и функцию методов развивающего обучения. Построение системы методов проблемного обучения подчинено общей целевой установке и осуществляется благодаря специальной структуре конкретных методов, объединенных единой стратегией обучения, направленной на воспитание творческих способностей учащихся. Целью проблемного обучения студентов является теоретическое осмысление ими науки и педагогической действительности. В свою очередь овладение теоретическим стилем мышления позволит углубить и систематизировать научные знания, открыть возможности для самообразования, воспитать стремление к профессиональному совершенствованию. Уровень знаний тесно связан с тем, как сформированы исследовательские умения. Эти две стороны обучения взаимно дополняют друг друга. Педагогическое управление развитием учащихся — значительно более сложная задача по сравнению с задачей формирования знаний. К сожалению, иногда случается так, что задача развития творческих способностей подменяется проблемой прочного усвоения знаний.

В педагогическом вузе методы выполняют одновременно две функции: они являются способами организации познавательной деятельности и предметом изучения, так как составляют профессиональное средство педагогической работы, служат образцом для изучения и подражания. Роль методов обучения в педагогическом вузе чрезвычайно велика, так как они определяют профессиональную подготовку будущего учителя.

Следует сказать, что широкая популярность проблемного обучения и общее признание его в качестве развивающей и эффективной технологии обучения не согласуются с имеющейся сегодня недостаточно глубокой его методической расшифровкой в практике обучения. В методических руководствах и учебниках по теории педагогики не всегда дается достаточно полное описание этой проблемы и тем более конструктивные советы по профессиональной разработке ее технологии. Не определено место проблемного обучения в системе других технологий.