Педагогические функции проблемного обучения

Высокую профессиональную активность педагогов можно обеспечить, если вооружить их специальной суммой знаний о методах обучения и способах их применения. Студенты могут овладевать современными методами обучения на основе знаний о сущности методов, их свойствах, структурных уровнях их организации, комплементарности, критериях построения системы методов, адаптивности методов к психологическим условиям и особенностям предметного изучения. Педагогу следует знать правила выбора методов, способов введения методов в учебно-педагогический процесс, вариативность методов, их компенсаторность и взаимозаменяемость, доминирование отдельных методов, их комплексирование, сочетание методов с натуральной и абстрактной наглядностью, логические особенности методов, сравнительную эффективность и еще ряд других специальных вопросов, связанных с педагогическим управлением и особенностями учебной деятельности. Изучение этих и других вопросов позволит создать теоретический базис для творческого применения методов и построения разных процедур обучения.

Проблема методов наряду с содержанием образования в настоящее время продолжает оставаться центральной. Методика обучения, хотя и имеет свои положительные результаты в практике обучения, вместе с тем нуждается в постоянном совершенствовании. Повышение качества обучения самым непосредственным образом связано с развитием теории методов обучения и обобщением передового педагогического опыта. Каждое их этих направлений имеет огромный резерв неиспользованных возможностей. Мы знаем много примеров творческих поисков педагогов-практиков, имеем образцы мастерства преподавания. Об интересных и важных педагогических находках читаем на страницах печати. Многое из того, что создано яркими талантливыми педагогами, может служить примером для подражания, а лучший опыт организации учебного процесса и воспитания социально активной личности заслуживает глубокого изучения.