Педагогические функции проблемного обучения

Задачи, стоящие перед школой сегодня, требуют совершенствования процесса преподавания, направленного на повышение творческого потенциала учебной деятельности студентов. Решение этих сложных задач связано с рядом условий. Успех зависит от педагогического мастерства преподавателя. Вопрос состоит в том, что понимать под педагогическим мастерством, обусловливающим успешное формирование всесторонне и гармонично развитой личности, профессиональной активности. Педагогическое мастерство — сложное понятие, характеризующее систему профессиональных знаний, умений и навыков. Высокий уровень преподавания определяется профессиональной грамотностью педагога, его постоянной психологической готовностью к решению педагогических задач, активностью, творческим отношением к педагогическому труду. Синтез этих элементов выражается в педагогической направленности личности педагога.

В процессе обучения студенты получают сумму необходимых знании в области конкретной науки, специалистами которой они становятся, и специальные психолого-педагогические знания, необходимые для работы в качестве педагога. Значительно в меньшей степени студенты овладевают умениями, связанными с профессиональной педагогической деятельностью. Явление это досадное, однако вполне закономерное, так как освоение приемов деятельности происходит в результате слияния знаний и опыта. Вуз не может полностью обеспечить систему профессиональных умений и навыков. В ходе профессионального обучения у студентов закладываются основы педагогического труда и формируются внутренняя предпосылка, мотивация, отношение студента к педагогической работе, а также к познавательной деятельности, в том числе и стремление к самообразованию, формируется психологическая установка на профессиональную деятельность.

После завершения образования необходима адаптация специалиста-педагога к условиям школы, в процессе которой происходит психологическое и практическое становление навыков педагогического труда. В процессе применения знаний и профессиональных умений вырабатывается профессиональный опыт, в котором находят отражение одновременно и теоретические знания, и практические умения. В условиях профессионального труда устанавливается соответствие между имеющейся подготовкой студента и конкретными требованиями труда. От того, насколько органично уровень теоретической подготовки специалиста и его профессиональная направленность сочетаются с задачами, которые выдвигает производственная практика, школа, зависит успешность вхождения в специальность.