Педагогическая культура социального педагога

- личностно-творческий компонент включает: индивидуальный стиль, возможности социального педагога, его готовность к саморазвитию в процессе своей деятельности, базовое образование, стаж педагогической работы, мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии и педагогическая эрудиция, интуиция, импровизация, наблюдательность, такт, эмпатия; готовность к педагогическому целеполаганию, анализу, проектированию и планированию деятельности, к оказанию помощи ребенку в его развитии и проблемах; педагогическая рефлексия, оптимизм.

К.Д. Ушинский считал, что "главное — это воспитание сердца, души, человеческого духа" [Ушинский, 1988: 173].

Научно-организационная модель развития педагогической культуры социального педагога (рис. 4) рассматривает личность специалиста как совокупность его профессионального мировоззрения, ценностных ориентации, убеждений, интеллектуальных характеристик, качеств личности, способностей, знаний и умений, деятельности, проблем, решаемых специалистом, выполняемых функций.

Эффективности работы социального педагога по развитию педагогической культуры соответствуют следующие критерии ее сформированности:

1. Ценностно-целевой — направленность личности на осмысление и развитие гуманистической позиции в обучении и воспитании, духовно-нравственного потенциала, потребностно-мотивационной сферы, на личностно-профессиональное саморазвитие.

2. Деятельностный — стремление к освоению психолого-педагогических знаний в области воспитания и развития личности, осмыслению профессионального опыта и умений, стрем-ление к освоению форм и методов, технологий обучения, методик воспитательной работы, осмыслению и корректировке практической деятельности учителя, классного руководителя.

3. Индивидуальный — развитие индивидуальных особенностей педагога, его талантов, творческого потенциала, положительных качеств личности, корректировка отрицательных качеств, совершенствование его личностно-профессиональных качеств.