Педагогическая культура социального педагога

Аналитические умения складываются из следующих частных умений: анализировать педагогические явления (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса; находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать педагогическое явление; вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения.

Прогностические умения. Прогнозирование деятельности педагога как процесс получения опережающей информации о результатах действий строится на основе знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Состав прогностических умений можно представить следующим образом: выдвижение педагогических целей и задач; отбор способов достижения педагогических целей; предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений; определение этапов (или стадий) педагогического процесса; распределение времени; планирование вместе с учащимися жизнедеятельности. Умение педагогического прогнозирования требует от педагога овладения такими методами интеллектуальной деятельности, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполирование и т. д.

Рефлексивные умения. Рефлексия не только знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, как его знают другие, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

Гностические (познавательные) умения — это умения работать с разными видами информации в решении педагогических задач: получать, обрабатывать и использовать информацию, умение работать с новыми информационными технологиями, словом, владеть информацией, методологической и научно-методической культурой.