Педагогическая концепция проблемного обучения

Содержательной основой процесса обучения является информация, которая организуется педагогом и в том или ином виде трансформируется для усвоения ее учащимися. Эта информация, преобразованная педагогом в учебную, составляет предмет познавательной деятельности учащихся. Таким образом, в процессе организации, передачи информации, с одной стороны, и поиска и получения информации, с другой, участвуют педагог и учащиеся. Для того чтобы информация стала доступной для усвоения учащимися, педагог осуществляет ее структурирование, адаптацию, производит операции перевода информации с языка науки на учебный язык, преобразует научную информацию в учебный материал. В свою очередь ученик усваивает новую для него информацию и включает ее в систему своей мыслительной деятельности, в ходе которой достигается понимание и усвоение учебной информации, перекодирование ее на индивидуальный способ осмысления и воспроизводства как в речевой, так и в практической деятельности.

Эти процессы на схеме отражены в обобщенном виде стрелками а и б.

В процессе обучения информация а в виде информационного сообщения или в качестве учебной задачи создается педагогом и вводится в учебный процесс. В случае проблемного обучения — это всегда задача-проблема — на нашей схеме постановку учебной проблемы символизирует позиция.

Предположим, что ученик решил задачу. Тогда наблюдается процесс У1 У2, происходит развитие учебной деятельности и соответственно развивается ученик, который приобретает новое для него знание или осваивает новое действие. Полученную новую информацию об изучаемом объекте ученик включает в свою систему знаний, происходит интериоризация информации. Теперь он занимает качественно новое положение У2. Учитель должен продиагностировать состояние ученика. Учитель должен выяснить, в каком информационно-деятельностном состоянии находится его ученик , усвоена ли им учебная информация , завершен ли процесс информации, позволяющий ученику самостоятельно пользоваться знаниями и производить действия.