Педагогическая концепция проблемного обучения

Социальные и психологические отношения между учителем и учащимися отражают суть процесса обучения. Взаимодействие между тем, кто создает информационные потоки , и тем, кто их принимает , прослеживается в движении информации. Состав и структура этих связей обусловливают технологию процесса обучения. В случае проблемного обучения имеет место модель гуманистической функции педагогической деятельности, предполагающей взаимодействие учителя и обучающихся.

Процесс обучения может быть представлен в виде схемы, фиксирующей его функционирование. Согласно закономерностям развития процесса обучения как саморегулирующейся системы определяются функции педагога и обучающихся как субъектов деятельности, прослеживается развитие внутренних компонентов процесса обучения, их прямые и обратные связи.

Общий механизм функционирования процесса обучения универсален, поэтому обсуждаемая модель в равной мере отражает разные технологии обучения. Отличие проблемного обучения от других технологий обучения состоит в том, что, во-первых, функционально задействована полная структура учебной деятельности, и, во-вторых, в проблемном обучении доминируют этап построения модели действий и самостоятельный выбор субъектом способов решения, т. е. саморегуляция действий.

Процесс обучения может быть представлен в виде взаимодействия педагога и ученика. Их отношения опосредуются информационными связями. Обозначим: П — педагог, У — ученик ,— информационные связи, которые обеспечивают педагогическое управление учебной деятельностью с помощью информационных потоков и организации самостоятельной предметной познавательной деятельности учащихся на основе применения задач. Связь ПУ означает движение информации, а также способы информационного управления учебной деятельностью учащихся. УП моделирует диагностическую функцию педагога и тоже входит в состав педагогического управления. Образуется ступенчатое движение процесса обучения.