Педагогическая концепция проблемного обучения

3) предъявляемая обучающимся информация должна иметь проблемную структуру, предусматривающую наличие новой познавательной информации и запрограммированную педагогом степень неопределенности ситуации, которая может быть выражена в виде вопроса, проблемы или задачи.

Информационный обмен, который совершается в ходе проблемного обучения между педагогом и обучающимися, имеет циклическую структуру. Научная информация переводится педагогом в учебную. Для того чтобы совершить этот процесс, педагог выстраивает проблемную структуру информации, предварительно произведя семантический анализ имеющейся научной информации. Педагогический процесс можно рассматривать как постоянно сменяемые акты порождения учебного текста. Тогда процесс обучения представляется в виде непрерывно сменяемых актов порождения учебного текста педагогом и восприятия и усвоения его обучающимися.

При проблемном обучении особенно важно обратить внимание на значимость коммуникативно-познавательного замысла и подчиненных ему действий, направленных на создание иерархии содержательно-смысловых единиц общения. Педагогический замысел, целевое намерение педагога при проблемном обучении, состоит в том, чтобы организовать такой учебный процесс, который в наибольшей степени приближается к логике самостоятельного поиска в приобретении знаний. Создаются условия для активного познавательного процесса. Принципиально существенными этапами такого процесса являются прогностический и рефлексивный. Если первый представляет собой проблему выбора и принятия решения, то второй составляет этап идентификации цели и результата, а также оценки собственных действий, их эффективности и адекватности целям и условиям.

Итак, проблемное обучение — это педагогическая технология обучения, по своему содержанию и структуре синтезирующая творческие процессы педагога и учащихся. Замысел сделать учебный процесс творческим неминуемо приводит к необходимости творческого подхода к собственной деятельности. Особенностями педагогической деятельности становятся: