Педагогическая концепция проблемного обучения

Первым условием проблемного обучения является система развивающих и развивающихся структур учебной информации, которые предопределяют развитие учебной деятельности учащихся. Информационной основой процесса обучения служат предметное содержание информации и нравственные категории. Чтобы обучение имело наибольший воспитательный и образовательный эффект, необходимо придать учебной информации такую структуру, которая способствовала бы психологическому развитию обучающихся, преобразованию предметной информации в смысловое ее содержание и побуждала к смысл творчеству.

Процесс этот происходит наиболее успешно, если информация будет стимулировать учебный процесс. Поэтому в целях активизации обучающихся информационные структуры приобретают статус учебной задачи, которую им предстоит решить самостоятельно под руководством учителя. Важно, чтобы учащиеся поняли условия задачи, требования задачи и связь между предлагаемыми для решения задачами и целями обучения, а также между объектом познания и конкретными действиями, которые необходимо произвести для решения задачи. Наиболее ярким способом установления связей между объектом и предлагаемой задачей является вопрос, который реализует отношения обучающегося с объектом познания.

Отношения субъекта познания с объектом изучения опосредуются действиями преподавателя. Преобразование предметной информации преподавателем предназначено для подготовки ее к учебному познанию. Методика дидактической обработки информационного материала состоит в предметно-содержательном воплощении целей, конструировании задачи, в состав которой включается цель и ее ограничения. В задаче может присутствовать и познавательная информация.

Второе условие проблемного обучения может быть реализовано, если при переводе информации в учебную задачу предусмотрена возможность выбора способов ее решения. Интеллектуальные операции не должны исключать эмоциональную сторону познания. Проблемное обучение нацелено на повышение интенсивности потребности в достижении успеха, рассчитано на эмоциональную регуляцию учебного процесса. Обучение потому и называется проблемным, что, в отличие от репродуктивного построения учебного процесса, предполагает эвристическую модель обучения.