Педагогическая концепция проблемного обучения

Позиция П1 У2 символизирует диагностические действия учителя, с помощью которых он проверяет уровень соответствия информированности ученика и успешности учебного процесса, согласованность полученного эффекта с прогнозируемым результатом педагогического воздействия. В итоге учитель приобретает сведения о состоянии готовности ученика к дальнейшей познавательной деятельности.

Технологическая процедура диагностирования продвижения учащихся должна иметь место в процессе обучения. В ином случае может наступить рассогласование между действиями учителя и учащимися. Образовавшееся несоответствие ведет к снижению эффективности обучения, а в случае резко выраженного полного несогласования в процессе обучения может произойти разрыв: учащиеся выйдут из-под влияния педагога и не смогут принимать и усваивать предлагаемую им учебную информацию или решить предложенную задачу. Учебная ситуация закладывается посредством воздействия учителя на учащихся П1 У1.

Психологический механизм преодоления возникших познавательных затруднений, которые испытывают учащиеся, проявляется в деятельности ученика, в осознании им имеющегося противоречия в учебно-проблемной ситуации и в нахождении способов разрешения У1 У2. Именно теперь происходят развитие учебной деятельности от цели к результату, формирование знаний и умений учащегося и его развитие. На схеме процесса обучения отрезок У1 У2 символизирует развитие субъекта учебной деятельности, достижения учащегося.

Проблемная ситуация, направленная на решение поставленной задачи, в целостном виде заключена в трехчленной системе, где педагог выступает как субъект, управляющий развитием учебной деятельности и, следовательно, развитием ученика:

Педагог диагностирует уровень обучаемости ученика У1, на этой основе создает новые познавательные конфигурации — управляет учебной деятельностью и тем самым создает условия для продвижения ученика. Деятельность педагога развивается П1 П2.