Педагогическая антропология: философско-культурологический аспект

В процессе образования и воспитания много спонтанного и непредсказуемого, ибо сам этот процесс: протекает в настоящем времени , а не в прошлом и будущем. Настоящее всегда проблематично, но жизнь протекает только в нем. И мы вступаем в него всегда с надеждой, что нам достанет опыта и уверенности в четкости своих ориентиров, учтя изменившиеся условия настоящего, разрешить его проблемы, гармонизировать ситуацию и, тем самым обрести ощущение радости, любви и красоты. Именно эти категории всегда выступают для человека ключевыми в формировании деятельностного оптимизма и смысла жизни. Казалось бы, целевые задачи современной педагогики понятны, но неясным остается самый главный вопрос: «Как это сделать?». Этот-то вопрос, а точнее ответ на него, и должна дать профессиональная педагогика. Педагогика – это наука преимущественно технологическая, ответственная за разработку и внедрение в практику конкретных методов, методик, средств и техник, с помощью которых происходит формирование и развитие человеческого в человеке. При этом выбор и конструирование методик и технологий должно обусловливаться не только пониманием целей и смыслов самой деятельности, но знанием условий, возможностей и особенностей физиологии и психологии человека.

Качество и успех гуманистических устремлений современной педагогики будет зависеть от того, насколько глубоко она интегрирована с такими аспектами общей антропологии, как философский, культурологический, социологический, психологический, медицинский т.е. со всем набором дисциплин, составляющих комплексное человековедение. Но прежде чем разрабатывать педтехнологии, важно определиться с моделью выпускника школы, которая всегда выступает своеобразным зеркалом модели учителя, да и самого учебно-воспитательного процесса. Обоснование исходных принципов для построения подобных моделей даны в философско-культурологической концепции «Школа как «со-бытие» . Культурное обозначение основных культурологических качеств модели выпускника школы можно дать путем использования буквенной структуры слова «личность». Этот игровой прием преследует две цели: во-первых, упростить декларацию необходимых и достаточных культурных качеств, которые дадут наглядную картину целостности личности выпускника как конечной цели школы; во-вторых, как писал С. Рубинштейн «Ума и мышления нет, а есть личность, проявляющая ум и мышление.