Особенности взаимодействия семьи с учебно-воспитательными учреждениями

Среди различных форм общинного воспитания в качестве особого направления выделяется создание школ-общин, основанное на стремлении каждого учащегося к определенной социальной принадлежности, общности основных ценностей, реализации защитной функции по отношению к личности, наличии микрокультуры и освоении материальной предметной среды. Речь идет не о формальной принадлежности, а о стремлении быть принятым в некий неформальный круг общения, быть полноправным членом этого круга. Это стремление принадлежать к общине и предполагает внутреннее согласие принять на себя долю ответственности за нее. Для этого вырабатываются свои специфические для данной общины ценности. В школе формируется свой особый менталитет. В результате школа-община начинает восприниматься детьми как некая «экологическая ниша», в которой можно уберечься от опасностей современного мира. Принадлежность к общине сглаживает возникающие у школьников чувства незащищенности и одиночества. Этому способствуют и устанавливаемые внутренние «местные праздники», которые обеспечивают определенную культурную автономию школ. Постепенно преодолевается отчуждение ребенка от вещей, формируется бережное отношение к школьному имуществу, которое обретает ко всему еще и знаковую, символическую форму.

Этот во многом уже забытый социально-педагогический опыт социальной общины и двора во многих случаях можно использовать при проектировании образовательных учреждений «открытого» типа. В качестве основных социально-педагогических принципов этого проектирования могут быть взяты следующие.

1. Принцип социально-исторической обусловленности. Исходя из данного принципа, источник развития личности следует искать в конкретных социально-исторических и социокультурных условиях развития общества, присущих ему идеалах, ценностях, убеждениях, общественно одобряемых нормах поведения. Данный принцип подчеркивает значительную роль конкретной социальной микросреды в формировании личности, необходимость видеть в средовых факторах источники интеллектуального, физического, нравственного развития личности, особенности ее не-повторимого внутреннего мира. При этом речь идет не только об организации образа жизни и воспитании, содержании самого образования. В. Рубцов и некоторые другие исследователи выделяют, например, четыре основных исторических типа сознания и деятельности, которые могут составить основу содержания образования на различных ступенях образовательного учреждения: мифологический, ремесленный, исследовательский и проектировочный.