Особенности подготовки кадров для профильного обучения в системе непрерывного педагогического образования

● Наименьшее количество нареканий вызывают характеристики профессиональной компетентности педагога, традиционно обеспечиваемые средствами непрерывного педагогического образования – владение предметом (4% нареканий) и владение методикой (3% нареканий).

● В промежуточной позиции оказывается психолого-педагогическая подготовка – «Проблемы в психологическом подходе к учащимся» (14,3% нареканий), что показывает ещё одну недоработку в общепедагогической и целевой (по профилю) подготовке педагогов. Таким образом, система подготовки кадров ПО должна быть ориентирована на повышение прежде всего психолого-педагогической, а не предметно-методической компетентности учителя. Это тем более актуально, что в системе ПО имеется значительный объём специфических проблем, связанных с выбором учащимся индивидуальной образовательной траектории (элективных и профильных курсов), диагностикой и самооценкой их способностей и возможностей в контексте профориентации, составлением портфолио, выбором вуза, факультета и специальности для поступления и т.п.

Рассмотрим возможные подходы к определению институциональной формы (модели) подготовки кадров ПО. На настоящем (переходном) этапе, характеризующемся постепенным (по мере готовности регионов и районов) введением ППП и ПО, подготовка кадров ПО должна осуществляться на основе смешанной модели. Это связано, во-первых, с тем, что в ближайшие несколько лет основной объем преподавательской работы в системе ПО будет вести действующий педагогический корпус. В этой связи для обеспечения необходимого уровня профессиональной подготовки учителей при переходе на ППП и ПО предлагается всем учителям, намеченным к работе в системе ППП и ПО, пройти повышение квалификации или переподготовку и получить соответствующее свидетельство (сертификат). Во-вторых, продолжающаяся институциональная реформа педагогического образования пока не позволяет выделить единого пути подготовки педагога ПО ввиду существования принципиально разных моделей подготовки учителя (одноуровневая и двухуровневая; на базе педвуза и на базе классического университета и т.д.).