Особенности организации конспектирования учебного материала

Первый способ: объяснения определенного цикла рассуждений, соображений и умозаключений; изложение прекращается, преподаватель отвечает на вопросы и предоставляет 3-5-5 минут для самостоятельной записи обучаемыми услышанного. Часто оказывается, что большинство ничего не успели записать, ибо услышанное не усвоилось. Если последнее установлено, то преподаватель должен спросить, нужно ли повторить все ранее сказанное. В случае положительного ответа он должен четко сформулировать те мысли, которые следует записать, используя интонации и медленный темп. Этот метод очень эффективен, но для его осуществления необходимо много времени, которого у преподавателя, как правило, нет.

Второй способ: использование современных методов с привлечением технических и дидактических средств.

Преподаватель заранее готовит часть учебного материала, который должен быть занесен в конспекты, размножает его на ксероксе и заранее раздает его студентам для вклеивания в конспект. Один экземпляр отснятого он переносит на пленку и проецирует его на экран с помощью специальных устройств . В этом случае после объяснения учебного материала студентам отводится специальное время для записи услышанного в конспект.

При этом следует иметь в виду, что при преподавании технических дисциплин имеется целый ряд различных графиков, которые обучаемые должны прочно усвоить. Надо заставить обучаемых сделать эти графики собственноручно, так как это помогает им уяснить динамику рассматриваемых процессов, последовательность заполнения чертежей, таблиц, схем и алгоритмов.

Третий способ: преподаватель должен заранее представить нарисованное и записанное в студенческом конспекте, мысленно видеть перед собой страницу конспекта и представлять положение студента, который над ним работает. Хорошо продуманная заранее схема записей дает большой выигрыш во времени, способствует выделению и усвоению основного материала урока, облегчает домашнюю подготовку учащихся, направляет и систематизирует их ответы.