Особенности муниципального и школьного уровней управления

В ходе опытно-экспериментальной работы был разработан и в ряде муниципальных территорий РФ апробирован план действий муниципальных органов управления образованием по введению и распространению ПО. Приведём (и в ряде случаев, расходящихся с региональным уровнем, кратко охарактеризуем) основные позиции данного плана.

1. Анализ особенностей муниципального образования, влияющих на специфику введения и распространения ПО в районе.

2. Разработка стратегии введения и распространения на муниципальном уровне ПО. Прохождение данного этапа требует, в первую очередь, выделения важнейших реальных и потенциальных заказчиков, потребителей, социальных партнеров ПО на старшей ступени общего образования. При этом важно учесть по возможности полный состав благополучателей и их связей с введением ПО в районе. Практика экспериментальных территорий показывает, что наиболее «трудной» категорией благополучаетей являются представители экономических структур района, которые подчас хуже других осознают значимость ПО, отождествляя его с традиционным «углублением», ориентирующим построение содержания образования на принцип научности, но никак не на практическую деятельность. Это должно быть учтено при разработке различных направлений стратегии введения ПО – начиная от информационного обеспечения и заканчивая организацией социального партнёрства.

На этапе стратегического планирования осуществляется выбор между двумя альтернативными моделями ПО в регионе – сетевой (муниципальная сеть профильного обучения как система взаимосвязанных школ) и несетевой (профильное образование в муниципальном районе как совокупность самодостаточных школ). Практика показывает, что минимальный набор критериев, обусловливающих выбор сетевой / несетевой модели ПО на муниципальном уровне составляют следующие два:

– степень ресурсной самодостаточности отдельных школ района;

– территориальная компактность расположения школ (физическая взаимодоступность ресурсов).