Особенности муниципального и школьного уровней управления

Четвёртая особенность состоит в том, что именно муниципальный уровень управления формирует для профильной ступени общего образования свой специфический заказ рынка труда. На данном уровне определяется стратегия сопряжения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы с системой профессионального образования. В одних случаях (типичный пример – крупные города) эта стратегия ориентирует профильное обучение на подготовку учащихся в профильные вузы, в других (небольшие промышленные города) – на сотрудничество муниципальной системы профильного образования с учреждениями СПО, в третьих (например, сельские районы) – на подготовку средствами профильного обучения к рабочим профессиям.

Таким образом, на муниципальном уровне определяются конкретные постоянные «потребители» выпускников школы, получивших ту или иную профильную специализацию. Лишь в крупных городах в качестве таковых «потребителей» выступают крупные университеты, академии или другие высшие учебные заведения. В таком случае профильные школы обеспечивают необходимую довузовскую подготовку абитуриентов, но это – не единственный возможный вариант.

Модель сельской профильной школы позволяет повысить качество образования за счет объединения ресурсов разных ступеней образования. Сельская школа может выполнять социальный заказ на профильное образование обучающихся (а не только на общеобразовательную деятельность), по-видимому, лишь в случае объединения с начальным и средним профессиональным образованием. По окончании школы обучающиеся получают рабочие специальности, которые ориентированы на местный рынок труда.

Наконец, муниципальный уровень управления введением и распространением ПО является промежуточным относительно регионального и школьного, и поэтому действия муниципального органа образования должны учитывать особенности как «верхнего», так и «нижнего» уровней. Ориентируясь на цели и рамочные ограничения, заданные региональной программой перехода на ПО, необходимо в то же время организовать управление непосредственной деятельностью школ по изменению образовательного процесса.