Особенности муниципального и школьного уровней управления

Управление образованием на муниципальном уровне требует реализации целого ряда функций, среди которых современные исследователи выделяют следующие: информационно-аналитическую; мотивационно-целевую; планово-прогностическую; организационно-исполнительскую; контрольно-диагностическую; регулятивно-коррекционную.

Рассмотрим основные особенности введения и распространения ППП и ПО на муниципальном уровне. Первая из таких особенностей состоит в том, что муниципальный уровень, муниципальная образовательная система стоит ближе других к школе, в которой собственно и осуществляется введение ПО в точном смысле этих слов. На этом уровне чаще всего находится и учредитель общеобразовательных учреждений. Поэтому на данном уровне принимаются и выполняются важные управленческие решения о введении ПО по всей совокупности подведомственных образовательных учреждений, решения о создании межшкольных (муниципальных) сетей для организации ПО и большинство других решений по введению, распространению и функционированию ПО. Таким образом, спектр административных решения, регламентируемых муниципальным управлением образованием, достаточно широк. Это:

– организация сетевого взаимодействия ОУ;

– утверждение модели единого портфолио для всех ОУ территории;

– открытие профильных классов, профильных групп;

– утверждение элективных курсов и программ профильной ориентации, разработанных в ОУ территории (утверждает Экспертный совет МОУО).

Вторая особенность, как показывает практика, состоит в том, что, муниципальный уровень не всегда располагает всей совокупностью ресурсов, объективно необходимых для успешного введения ПО (в частности, финансирование для общеобразовательных учреждений поступает с уровня субъектов Российской Федерации). Привлечение этих ресурсов требует активного взаимодействия с местной администрацией и органами местного самоуправления, а также с органами власти и управления субъекта Федерации, а иногда – и с федеральными структурами.