Основы рейтингового контролирования учебного процесса в вузе

♦ во-первых, возможность управления познавательной деятельностью обучающихся с использованием целостной системы рейтинговых баллов. В данном случае речь идет не только о начислении их студенту за выполнение конкретных учебных заданий, но и о поощрительных баллах, которые могут быть добавлены ему за активность на занятиях, своевременность выполнения учебных заданий и творческий подход к их решению, участие в научной работе, выступление с докладами на конференциях, участие в конкурсах научных работ и т.п.;

♦ во-вторых, использование преподавателем шкалы с унифицированными рейтинговыми градациями способно (в зависимости от потребности управлять познавательной деятельностью) осуществлять мониторинг успешности обучения студентов по данному учебному предмету и вычислять индивидуальный рейтинг каждого из них за определенный период обучения (месяц, семестр, учебный год);

♦ в-третьих, широкое информирование всех участников учебного процесса о его результатах, которое вызывает живой интерес большинства обучающихся прежде всего из-за возможности сопоставления результатов своего обучения с результатами товарищей. При этом повышаются мотивация к обучению, состязательность, активизируются амбиции субъекта обучения, что способствует формированию такого важного для обучающегося качества, как умение рационально, с учетом своих сил, распоряжаться имеющимся ресурсом времени;

♦ в-четвертых, возможность при оценке успеваемости обучающегося отслеживать динамику и оценивать плодотворность его работы в течении всего периода обучения, учитывая при этом ее напряженность и результативность, а также своевременно выявлять и корректировать причины снижения успеваемости;

♦ в-пятых, использование метода педагогического тестирования в условиях рейтинговой системы оценки и контроля знаний, навыков и умений обучающихся позволяет резко снизить при начислении рейтинговых баллов влияние таких субъективных факторов, как личность преподавателя и самого обучающегося, их взаимоотношения и т.п.;