Основные характеристики коррекционно-развивающей задачи

В некоторых случаях задачи, сформулированные таким способом, несколько сужают, например, «развивать связную речь», «развивать словесно-логическое мышление», подразумевая, что данные варианты формулировок достаточно конкретны. Позволим с этим не согласиться. Например, связная речь - это и диалог, и монолог, монолог - это и пересказ, и рассказ; рассказ, в свою очередь, может быть разной структурной организации и вида ; форма выражения связного высказывания бывает устной и письменной и т. д. Так над чем конкретно собрался работать педагог на данном коррекционном занятии? Непонятно. Или над всем сразу? Нереально.

Следовательно, такой способ формулирования коррекционно-развивающих задач также нельзя признать целесообразным -задача неконкретна, недиагностична и неконструктивна.

При применении этого способа формулирования задач получается, что абсолютно одинаковые задачи повторяются из занятия в занятие, и совершенно непонятно, чем же тогда занятия отличаются одно от другого.

Отличия между занятиями, в первую очередь, заключаются в том, какие задачи они решают. Целая серия занятий может быть направлена на развитие, например, связной речи учащихся, но на одних занятиях будет идти работа над формированием умения пересказывать текст, на других - составлять рассказ. При этом, даже в рамках работы над каким-то одним из данных обобщенных умений , задачи от занятия к занятию будут постепенно меняться: формировать умение составлять смысловую программу текста с опорой на графическую схему; формировать умение пересказывать текст с опорой на предметно-графическую схему; формировать умение пересказывать текст с опорой на его графическую схему; формировать умение самостоятельно составлять смысловую программу текста и с опорой на нее пересказывать текст и т. д. В таких задачах может быть указан также характер текста , с которым будут учиться работать дети, и др. Правда, приведенные примеры формулировок задач выполнены четвертым способом, о котором речь пойдет ниже.