Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий

На первом этапе, заинтересовав детей, им дают ориентировочную основу в материальной форме. Например, для того, чтобы к одному прибавить два, необходимо взять из коробки нужное количество кубиков и сосчитать их.

На первом этапе формирования деятельности дети выполняют действия в материальной форме, проговаривая их вслух. При этом кубики можно заменить их образами . Многократное повторение приводит к тому, что информация, поступая в кратковременную память, начинает переходить в долговременную. Мысль начинает опережать материальное действие, и кубики становятся не нужны. В дальнейшем кубики и палочки не применяются. Действия производятся в уме, и в случае необходимости дети отмечают их образ, представляя количество, проговаривая вслух, заменяя объекты естественными символами.

На следующем этапе решение сопровождается проговариванием про себя. В случае, когда потребность в этом отпадает, и учащийся может сразу дать ответ, деятельность можно считать освоенной.

В профессиональном образовании система поэтапного формирования умственных действий находит свое широкое применение при организации усвоения как теоретического, так и практического материала.

Так, на первом этапе создается мотивация, у учащихся должен появится интерес к обучаемому действию. Далее даются ориентиры деятельности, объясняется, каким образом осуществляется сборка соответствующей цепи с различными схемами соединения элементов, рассматриваются схемы, чертежи, осуществляется показ выполнения. После этого начинается этап формирования деятельности. На начальном этапе на лабораторных работах студенты под руководством преподавателя учатся собирать определенные схемы. При этом выполняется материальное действие с применением реальных объектов . На следующем этапе отрабатывается заданное действие при самостоятельной работе студентов. Преподаватель проверяет качество выполняемых заданий по конечному результату. В завершение предлагается собрать схему уже натурного устройства.

При этом предлагается ряд рекомендаций. В начале освоения действия особое внимание уделяется объяснению его важности, связи с реальной жизнью. Дальнейшая отработка действия предполагает поддержание активности обучаемых На первых этапах освоения действий контроль должен быть постоянным, в дальнейшем - эпизодическим. На первых этапах целесообразна непосредственная коррекция в форме указаний, на последующих активизация мыслительной деятельности.