Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий

Умственная В этом случае считается, что бывшее внешнее действие перешло во внутренний план, стало достоянием ума обучаемого, и, следовательно, он не только умеет выполнять данное действие, но и все о нем знает. Умственное действие присутствует во всякой деятельности, в любой простейшей операции, в каждом внешне наблюдаемом действии . Более того, умственное действие, как действие в уме, в голове, в сознании является составной частью внешнего действия, без которой оно не может быть совершено как сознательное действие человека. При этом само умственное действие есть результат или продукт внешнего действия, или результат преобразования внешнего действия во внутреннее, умственное.

Усвоение опыта или обучение начинается с внешних действий, которое постепенно, путем преобразования материальной формы через речевую переходит в умственную, позволяющую с соответствующими качествами выполнять внешнюю деятельность.

Умственное действие при этом является отображением материального. Оно включает материальную сторону, но вместо реальных объектов в действии принимает участие их представление. Только на последней стадии формирования практического действия процесс познания можно считать завершенным. Это положение следует учитывать при создании дидактических проектов по темам и разделам, направленных на выбор рациональных способов формирования действий. Преподавателю практического обучения следует строить систему обучения таким образом, чтобы обучаемый мог не только автоматически выполнять действия, но и пояснять, зачем и как он это делает. В конечном итоге действие обучаемого принимает укороченную форму и он сможет переориентировать и приспособить его к реальным различным ситуациям, что приводит к формированию оперативного мышления.

Как известно, каждое действие имеет определенную структуру и включает в себя несколько частей. Процесс учения может быть представлен в форме последовательного прохождения обучаемым каждой из этих частей действий. Формирование теоретической и практической деятельности имеет общую закономерность, связанную с последовательным и поэтапным прохождением обучаемым всех частей действия. Рассмотрим поведение обучаемого и преподавателя при их прохождении.