Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий

Побуждающей силой любого действия является единый мотив всей деятельности. Так, например, при работе обслуживающего персонала АЭС в каждом действии присутствует единый мотив обеспечить надежную и безопасную работу станции, а при работе руководителей выпускающих предприятий мотивом является выпуск качественной продукции. Причем эти мотивы сопровождают все действия, направленные на достижение целей. Формирование мотивов деятельности обучаемых является первым этапом процесса обучения, который определит в дальнейшем поведение обучаемых в процессе обучения. От этого этапа зависит во многом результат обучения.

Процесс обучения тоже является деятельностью, которая имеет своей целью формирование у обучаемых умений профессионально выполнять осваиваемую деятельность. Эта деятельность, с точки зрения теории поэтапного формирования умственных действий, должна строиться как модель реальной деятельности.

Действие может существовать в трех формах: материальной, речевой и умственной. Эти три формы действия характеризуют его не с объективной, а с субъективной стороны, т.е. уровнем овладения субъектом этой деятельности.

Материальное действие - это действие с реальными предметами по их преобразованию. При этом возможно действие не с самими предметами, а с их моделями: чертежами, рисунками, схемами и т.д. В этом случае действие называется материализованным. Материальное или материализованное действие характеризует начальную степень овладения обучаемым новым для него делом. В этом случае обучаемый еще не готов работать без предметов или их моделей. Для уверенного выполнения действия обучаемым на данном этапе обучения нужны четкие внешние ориентиры - сами предметы или их модели. К таким видам действий относятся следующие: счет у детей по палочкам, движение по незнакомой местности с помощью карты и т.п.

Внешне речевое действие характеризует тот этап овладения деятельностью обучаемым, когда он может обойтись без внешних ориентиров, но при этом у него пет полной уверенности и поэтому ему необходимо подкреплять свои действия рассуждениями вслух, проговаривая. Это действие совершает обучаемый, когда он еще не совсем разобрался в нем, и при обучении он думает вслух, осмысливая действия. Данная речь осмысленная и выполняет функцию самоориентировки, самоконтроля, создает возможность внешнего контроля, для которого может использоваться не только громкая, но и письменная речь.