Основные концепции социальной педагогики

С.Т. Шацкий занимал компромиссную позицию относительно идеи влияния внешкольной среды на развитие личности. Он сделал принципиально важный педагогический вывод: субъект опосредованного управления должен понимать возможности использования как внутренней (приоритетной с точки зрения педагогики), так и внешней среды детского учреждения.

Выделяя методологические подходы к организации взаимодействия школы с окружающей ее средой, С.Т. Шацкий указывал, что в науке и практике сложилось три его варианта. Первый состоит в том, что школа выполняет только просветительские функции, а среда лишь мешает педагогическому коллективу эффективно работать. Для второго варианта свойственно изучение социальной среды с точки зрения пользы, которую учебное заведение может извлечь для своего существования (эта точка зрения способствовала появлению ряда педагогических теорий в Англии, Франции, Швейцарии, Америке, в том числе обоснованию так называемых школ жизни, пропагандирующих идеи прагматизма). Третий вариант, сторонником которого был сам С.Т. Шацкий, — фактическое единство школы со средой, т. е. организация целостного воспитательного процесса в микросреде. При этом дети должны понимать, зачем они учатся, а школы — организовывать всю детскую жизнь.

В современной теории образования рассматривается "образовательная среда" как носитель важнейших комплексных факторов, определяющих сущность процесса формирования личности. (Е.Н. Богданов, З.И. Тюмасева), как условие развития и саморазвития личности (Н.Б. Крылова); воспитательная среда как компонент воспитательной системы, обеспечивающий успешность развития и саморазвития личности ребенка путем разнообразной деятельности, создания сообществ, благоприятной атмосферы, самоуправления и т. д. (В.А. Караков-ский, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, В.П. Сергеева, В.П. Созонов, Е.Н. Степанов); педагогическая среда как сфера творческого педагогического общения (A.M. Анохин), педагогического влияния (A.M. Анохин, Н.Ю. Посталюк и др.).