Основные концепции социальной педагогики

Во второй половине XX — начале XXI в. был создан ряд капитальных историко-педагогических трудов, авторы которых от комментированного изложения фактов перешли к выявлению причин, вызывавших изменения в области практики социального воспитания. Работы такого рода появились и за рубежом, и в России. Но первые попытки осмысления феномена социальной педагогики начались еще во второй половине XIX в. Тогда авторы придерживались различных подходов при рассмотрении историко-педагогических явлений, что сказывалось на отборе и интерпретации фактического материала. У Ш. Летурно, например, доминировал эволюционно-биологический подход, т. е. история социального воспитания и самого общества рассматривалась с точки зрения эволюции человеческого рода. В работах П. Монро выделялась философско-этическая сторона педагогических учений и практики воспитания. В многотомной истории педагогики К. Шмидта воспитание рассматривалось как составная часть развития культуры. Другие авторы рассматривали трансформацию педагогической практики и теории с точки зрения религиозной идеи. Так, П.Ф. Каптерев и П.П. Соколов интерпретировали историко-педагогический процесс с точки зрения соотношения христианской, церковно-теологической и светско-реалистической направленности воспитания.

Но, как известно, в течение многих десятилетий обществоведческие науки в нашей стране были низведены до роли идеологического обслуживания административной системы. Социальная педагогика не являлась исключением: она была изгнана из системы гуманитарных знаний.

В современных условиях вырабатываются новые подходы с целью объективного освещения истории образования и педагогической мысли в нашем Отечестве, выявления ее глубинных связей с единым историко-педагогическим процессом в мире.

Концепции социализации.

Особое место в теории социальной педагогики отводится исследованию сущности, содержания и процесса социализации.

А.В. Мудрик рассматривает концепции социализации, которые соответствуют одному из двух подходов, расходящихся в понимании роли самого человека в процессе социализации.