Основные категории социальной педагогики

Определение основных ценностей жизнедеятельности человека и возможного изменения шкалы его ценностей, направленности активности и ее содержания, сознательное регулирование этой активности — важнейшая составная часть любой социально-педагогической деятельности и социальной работы. Социальный педагог имеет дело не с теоретическим освоением действительности, а с реальной социокультурной практикой, реальным жизненным миром, реальными жизненными планами своих воспитанников и реальными жизненными их проблемами. Его задача помочь осознать ценность жизни, бытия, требований и устремлений, укрепить веру в собственные возможности и мобилизовать духовные силы человека ; помочь понять, чего он хочет, что в его жизни более или менее важно, к чему он стремится, а чего избегает, разобраться в таких понятиях, как добро и зло, прекрасное и безобразное. Одним словом, формирование ценностных ориентации одновременно является и определением веры человека.

В то же время поведение человека зависит от шкалы его ценностей и его следует отличать от поведения, ориентированного на выполнение социальной нормы . Ценностно ориентированное поведение — форма саморегулирующегося поведения личности, выражение глубинных основ его духовной культуры, его духовности. Переход от управляемого к самоуправляемому поведению — важнейшая задача социально-педагогической практики. Практика же всегда ограничена соответствующим социальным пространством и социальным временем.

Социальное пространство — форма существования общественного бытия, представляющая собой совокупность конкретных условий жизнедеятельности, определяющих уровень взаимодействия общества с природой, характер регулирования общественных процессов и явлений, меру самоосуществления и развития человека.

Понятие «социальное пространство» ввел в научный обиход известный американский социолог русского происхождения П. Сорокин, подразумевая под ним народонаселение страны, образующее соответствующую социальную структуру общества в зависимости от занимаемого в нем социального положения.