Основные категории социальной педагогики

Духовность всегда есть обретение внутренней силы сопротивления той части мира и общества, которая господствует над человеком. Это то, что как бы просветляет природный и исторический мир, вносит в него свободу и смысл и благодаря этому творчески преобразует его. И напротив, без духовность — это бесчеловечность, полная зависимость человека от внешних обстоятельств.

Развитие духовного мира человека — важнейшая задача социальной педагогики. Учет особенностей проявления духовности, ее естественных, социальных, культурных, индивидуально-личностных особенностей — необходимое условие определения принципов и методов социально-педагогической деятельности. Успех здесь во многом зависит от понимания проблем развития духовности человека и общества, тем более что в современной науке оно далеко не однозначно. Духовные отношения трактуются по-разному: как косм энергетические, эколого-силовые, полевые и т. д. По-разному они учитываются и в социально-педагогической работе, и в организации учебно-воспитательной деятельности.

Материализация духовности происходит через знаковые системы языка, различные виды искусства, нравственные и иные нормы поведения человека, его религиозный и повседневный жизненный опыт. При этом ее развитие происходит как эволюционным, так и творчески-преобразовательным путем.

Содержание духовности в свою очередь во многом определяется господствующими в обществе ценностями.

Ценность — основная характеристика любой культуры, указывающая на значимость в ней тех или иных явлений и фактов и определяющая форму отношения субъекта к своему бытию, реальным условиям жизнедеятельности через выражение определенных смыслов и значений его поведения и деятельности.

Ценность измеряется в системе «возможных оценок». При этом оценивание всегда относительно и сравнительно. Ценность существует только в определенной социокультурной среде. Каждому времени, социальной эпохе, социальной общности, к которой принадлежит индивид, соответствует своя система ценностей, изменяемая по мере изменения самих условий жизни и тем самым являющаяся формой единства практического и долженствующего. При этом система ценностей, определенных временем и социальным пространством , является ценностным основанием образа жизни, реальной практики этой жизни. Поэтому анализ ценностей возможен только на основе анализа культурогенеза, а также генетико-исторического подхода.