Основные категории социальной педагогики

В одном случае она носит консервативный характер, связана в большей мере с прошлым временем, чем с настоящим и будущим, во втором — прогрессивный. Эти внутренне присущие социальной действительности противоречия и отражают категории социальной педагогики. В качестве таких категорий выступают «жизненный» и «идеальный» мир, социальное пространство и социальное время, социализация и индивидуализация, социальная адаптация и социальная трансформация, социальная институализация и социальная самодеятельность, социальная норма и девиация, традиция и инновация.

Под «жизненным миром», как уже отмечалось, обычно понимаются повседневная социальная реальность, исторически сложившиеся в тех или иных геополитических, климатических, экологических и других условиях нормы жизнедеятельности, обеспечивающие адаптацию личности к данным социокультурным и другим условиям, процесс социализации и эффективность ее деятельности. Сюда входят макро, мезо и микросреда жизнедеятельности людей. Под «идеальным миром» понимаются все те социально-экономические, политические, идеологические и другие проекты, концепции, программы деятельности, которые реализуются с помощью тех или иных социальных институтов и направлены на изменение, трансформацию существующей социальной среды, сознания и самосознания людей, их деятельности и поведения. К ним относятся мифы, религия, философия, наука и другие формы общественного сознания, которые специально разрабатываются с определенной целью трансформации существующих общественных отношений, социального порядка, мировоззренческих представлений.

Между «жизненным миром» и «идеальным миром», или социальной действительностью, существует неразрывная противоречивая взаимосвязь и взаимообусловленность. Реальный «жизненный мир» личности служит основой для разработки его идеальных проектов . В свою очередь идеальный мир, виртуальная действительность, служит основой социальных изменений и трансформаций. Примером тому могут быть изменения в жизни людей, произошедшие под влиянием мировых религий, политических идеологий, революций и т. д.

Профессиональная деятельность социального педагога находится как бы на перекрестке этих двух сфер социальной действительности. Его усилия направлены как на совершенствование гражданского общества, развитие его активности за счет создания и активизации различных общественных организаций и формирований, церкви, профессиональных объединений и объединений по интересам, любительских со-обществ и самодеятельных организаций, творческих коллективов и др., так и государства.